Статистика |
---|
Онлайн всего: 11 Гостей: 11 Пользователей: 0 |
|
Главная » 2016 » Август » 22 » Каким будет новый учебный год? Игумен Киприан (Ященко) о совместном преодолении трудностей
14:16 Каким будет новый учебный год? Игумен Киприан (Ященко) о совместном преодолении трудностей |
Случай первый. Редкое явление Мы как-то были в Сербии, путешествовали, приехали в небольшой посёлочек и увидели там странную картину. Храм как храм, служит один батюшка, а в воскресной школе – более 400 детей. В этом посёлке нет такого количества жителей – в воскресную школу съехались со всей округи!
Я удивился, спрашиваю: «Батюшка, что это у тебя здесь за магнит такой? Как ты их притянул то сюда?»
Он отвечает: «У меня поначалу было всё наоборот». И рассказал историю о том, как мечтал возиться с детьми, как всё ждал, что станет священником, приедет в храм, повесит объявление о наборе детей в воскресную школу.
И, наконец, мечта его сбылась: стал священником, приехал в храм, повесил объявление, и у него на это объявление откликнулось около 200 детей.
Неоправдавшиеся ожидания Собрал их батюшка, агитационную работу провёл, хорошо подготовился, всякие интересные вещи нашёл. Провёл урок.
В следующее воскресенье пришло 150 детей. Он думает: «Плохо, значит, подготовился». Нашёл ещё какие-то картинки, кино. Рассказывал с увлечением, все слушали. В следующий раз пришло 100 детей.
Через некоторое время – 50, ещё через воскресенье – 30, потом – 20, 10 и, наконец, четверо. На четырех всё замёрзло, они собирались при любой погоде и его слушали. А 196 где?
И он очень сильно запереживал. Для него это была душевная травма, терялся смысл земного существования. Он никак не мог понять, почему дети разбегаются. Вроде готовится, рассказывает интересно...
Тогда он пошёл к своему другу.
Посидели они за чашкой чая, и друг дал ему совет. Батюшка этим советом воспользовался. На следующее воскресенье к нему пришли человек 10, потом 20, потом 30, 50, 100 и сейчас 400...
Исправление положения Так какой же совет дал священнику его друг?
Друг его был директором автобазы, и он выделил воскресной школе сначала один автобус, потом второй, а когда мы приехали, там было уже 8 автобусов. Они начали все вместе ездить в паломничества, в путешествия, на пикники. Дети устают от школы, им нужен простор – поиграть, побегать. Это интересно – они едут, знакомятся, сами готовят пищу, причём в этих поездках им о многом рассказывают.
Перемена мест – метод, может быть, и не решающий: от перестановки слагаемых сумма не меняется, никуда от себя не убежишь. Но для детей такая экзотика оказалась привлекательной, и при всех тех же качествах школа удалась.
Разгадка, наверное, даже и не в перемене мест, а в том, что батюшка сумел организовать деятельность, к которой дети расположены, которая соответствует их возрастным и духовным интересам.
Происходило соприкосновение со святынями, с природой, с интересными людьми, организовывалось свободное общение, трапеза в кругу сверстников...
Так батюшка вывел детей из чисто созерцательной познавательной деятельности в активную, можно сказать, игровую среду, которая моделирует будущую земную жизнь.
Случай второй. Вместо эпиграфа Вообще всякая педагогика – это восхождение по некой лестнице.
Предполагается, что на ступеньке выше ученика всегда находится педагог. В идеале они должны взяться за руки. Но над ними ещё находится Бог, который действует и на педагога, и на ребёнка. И вот они движутся по ступенькам наверх, к Богу.
Первая задача всякого педагога – спуститься до уровня ребёнка. Но встать не совсем рядом, а чуть чуть повыше. В психологии это называется «зона ближайшего развития».
Это пространство, где ребёнок сам что-то сделать ещё не может, а вместе со взрослым – в состоянии.
Верность в малом У меня есть крестник Серёжа, он сейчас уже вырос, а когда был лет семи – уставшая мать привозила его ко мне и оставляла...
Он был озлоблен на весь мир, на всех людей, как маленький зверёныш. Но всё равно мы должны были начать с каких то хотя бы маленьких запретов. Каких? Например, садимся мы с ним завтракать, я ему даю кашу, компот, он отказывается... Побежал на улицу.
Часов в 12 прибегает и просит что нибудь поесть. Я его с любовью глажу, целую: «Серёженька, ну давай, дорогой, ещё немножко потерпи, ещё один час остался, и мы с тобой поедим первое, второе, третье»...
Мог я ему уступить? Ни в коем случае: вся педагогика провалится.
Ведь мы договорились.
Что в обед происходит?
«Ой, какой суп невкусный, я его не буду!»
«Ужин в шесть часов».
Он так прикинул, посчитал и с не охотой, но всё съел.
Через пару дней мать приезжает и смотрит, её сын наворачивает кашу, суп, ещё добавки просит. А прошло всего два дня. Мы установили лишь режим питания.
Всё делим пополам Потом, когда мы с ним уже подружились, я говорю: «Давай, кто быстрее чашку помоет: ты – свою, а я – свою». И мы с ним ВМЕСТЕ моем.
Потом он уже за собой посуду убирает, я – за собой. Приходит с улицы – весь комбинезон сверху донизу грязный. Какие наши педагогические действия? Мне стирать или ему? ВМЕСТЕ, совершенно правильно.
Я говорю: «Ты – правую штанину, я – левую; ты – правый рукав, я – левый». Я за ним потом перестирываю, конечно, но поначалу мы делаем всё ВМЕСТЕ. На следующий день он приходит практически в чистой одежде, ну, немножко замарался.
Есть множество мелких полезных бытовых действий, и наше искусство заключается в том, чтобы расположить к ним ребёнка. Потому что невольник – не богомольник. Надо, чтобы ему захотелось. И когда что-то сделано, конечно, важно отметить: «Как хорошо у тебя получается». Заметьте, чтобы не развивать тщеславие, надо не его хвалить, не говорить, какой он молодец, а отмечать хороший результат. Хотя результат может быть скверным, но всё равно надо попытаться найти в нём хоть что нибудь хорошее.
Вот, например, говорю: «Серёжа, я такой большой, под кровать не могу залезть, чтобы помыть пол». Он залез, помыл. Я спрашиваю: «А можешь всю комнату?» – «Ну, давай».
Говорю: «Как у тебя здорово получается!» Потом, конечно же, перемываю эту комнату, потому что он просто тряпкой грязь размазал. А на следующий день он спрашивает: «Можно, я ещё помою?» Ну, слава Богу, начало его сердечко оживать и сочувствовать...
Правда, я его стараюсь в таком состоянии каждый день причащать, водить в храм, беседовать с ним по душам, как-то от сердца к сердцу...
Если с детьми любя заниматься, то никто не устоит...
[Елена Добронравова]
(По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, № 9 (174) сентябрь 2013 г.) Все материалы взяты с сайта http://vidania.ru/literatura/pressa/kakim_budet_novyu_uchebnuy_god.html |
Просмотров: 702 |
Добавил: valerykazmina
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Календарь |
---|
« Август 2016 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|